Белорусская система образования / Официоз |
Возврат на главную страницуЗдесь представлена небольшая подборка материалов, демонстрирующая стиль мышления тех, кто сегодня определяют качество белорусской системы образования. Все прочие концептуальные документы по образованию, исходящие от них, аналогичны по духу и стилю. Исправить этих людей невозможно. Спасут положение только радикальные меры.
С сайта www.grsu.by
Качество в системе приоритетов государственной политики в области образования в Республике Беларусь
А.И.Жук, Первый заместитель Министра образования
22 ноября 2007 г.
Повышение качества считается одной и наиболее актуальных задач, стоящих перед современным образованием [1]. От ее решения зависит проведение успешной модернизации образования, то есть пересмотр его целей, содержания и методов с учетом динамичных требований современной экономики и общества, а также обеспечение необходимых кадровых и материальных ресурсов [2].
В Беларуси повышение качества образования, наряду с расширением его доступности, является одним из важнейших приоритетов образовательной политики государства. Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь к 2020 году [3] предусмотрено выведение системы образования Беларуси 'на уровень, соответствующий мировым стандартам'. Регламентации механизмов обеспечения качества на уровне государства посвящена значительная часть Закона 'Об образовании' [4]. Вместе с тем, на сегодняшний день не сложилось единого и устойчивого понимания как самого качества, так и его основных характеристик, понимания его актуальности и востребованности [5].
В данной статье обозначаются неотложные задачи, стоящие перед системой образования, суммируются основные приоритеты государственной политики Беларуси и конкретизируются вытекающие из них принципы и направления работы по повышению качества образования. Статья базируется на положениях Закона 'Об образовании', Основных направлениях развития национальной системы образования, 'Концепции развития высшего образования', 'Концепции развития педагогического образования', 'Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года', 'Государственной программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы' и других основополагающих документах.
В настоящее время система управления образованием, отражая общие особенности переходного периода, находится в промежуточной стадии движения от прежнего способа деятельности к качественно новому. В ней сложно переплетаются новые, перспективные тенденции и рудименты старого стиля управления: низкая целенаправленность и запаздывающий характер управления, жесткость построения управленческих структур, элементы практики распорядительного управления и другие.
Цель модернизации системы управления качеством образования - создать гибкую, целенаправленную, эффективную систему государственно-общественного управления образованием, обеспечивающую его интенсивное развитие и высокое качество, многообразие и направленность на удовлетворение потребностей страны, запросов личности и общества.
Социально-экономический и культурный контекст развития системы образования Республики Беларусь за последние 15 лет
Государственная политика Беларуси в сфере образования строится на трех основных приоритетах: обеспечение доступности образования, обеспечение качества, повышение финансовой эффективности деятельности образовательных учреждений.
Приоритеты образовательной политики государства и вытекающие из них задачи в области качества образования следует рассматривать в контексте неотложных задач, возникших перед белорусским образованием в начале 1990-х годов и до сих пор сохраняющих свою актуальность. Каковы эти задачи?
Во-первых, это преодоление последствий острого социально-экономического кризиса начала 1990-х годов. Экономический спад и последовавшее за ним сокращение объемов финансирования привели к своеобразному 'кризису качества', связанного с ухудшением кадрового и материально-технического обеспечения образования, нарушением работы ключевых социально-экономических механизмов, обеспечивающих трудоустройство выпускников и связь образования с производством.
Во-вторых, это необходимость приведения целей, содержания и методов образования в соответствие с требованиями рыночной экономики и динамикой социально-экономических изменений в обществе. Важным приоритетом в этом плане является формирование у обучаемых качеств, востребованных в современном мире: социальной и профессиональной мобильности, способности и готовности к непрерывному обучению и самообучению, умения работать в команде.
В-третьих, это интенсивная международная интеграция национальных систем образования. Процессы углубления сотрудничества по созданию единого образовательного пространства в рамках СНГ и вступления ряда стран СНГ в Болонский процесс непосредственно затрагивают интересы Беларуси. Рост популярности зарубежного образования среди граждан Беларуси, их занятость на иностранных и совместных предприятиях, расширение экспорта образовательных услуг требуют определенной унификации национальных и международных подходов в области признания квалификаций, а следовательно, и качества образования.
Кризис качества образования и его преодоление
Острый социально-экономический кризис первой половины 1990-х годов в определенной степени системно распространился на сферу образования прежде всего как кризис качества образовательного процесса на всех его уровнях. Он проявился не только в ухудшении ресурсного и кадрового обеспечения образовательного процесса, но и в дестабилизации и снижении эффективности унаследованных от советской образовательной системы механизмов, обеспечивающих постоянное совершенствование форм и методов преподавания.
В течение ряда лет практически не обновлялась материально-техническая база образования. Сокращение реальной заработной платы, появление альтернативных сфер занятости с более высокой оплатой труда вызвали отток наиболее квалифицированных кадров и снизили привлекательность педагогической деятельности для молодежи. Многие учреждения образования столкнулись с нехваткой педагогов; произошло существенное старение педагогического состава.
Последствия социально-экономического кризиса существенным образом затронули систему методического обеспечения образовательного процесса. Из-за нехватки квалифицированных кадров нарушилась работа учебно-методических советов, игравших, начиная с середина 1980-х годов, ведущую роль в разработке учебных программ и типовых требований к качеству обучения [6].
Важнейшим механизмом обеспечения востребованности образования была система заявок предприятий и организаций на подготовку специалистов, интегрированная с механизмом распределения выпускников [6]. Некоторые учебные заведения - особенно в профессионально-техническом и среднем специальном образовании создавались при крупных предприятиях, гарантировавших трудоустройство выпускников и финансировавших расходы на их подготовку. Однако из-за спада производства и перехода предприятий на режим выживания эффективность данных механизмов значительно снизилась: сократилась потребность в квалифицированных кадрах, многие предприятия прекратили финансирование подведомственных им учебных заведений.
В отсутствие действенных механизмов связи образования с рынком труда процесс подготовки специалистов стал приобретать стихийный характер, что спровоцировало ряд новых проблем в области качества. Недостаточная привлекательность профессионально-технического и среднего специального образования, ограниченные перспективы трудоустройства после окончания средней школы во многом предопределили значительное повышение спроса на высшее образование и рост числа студентов [7] (т.н. 'массовизацию' высшего образования): с 1992 по 2000 год студенческий состав вузов расширился примерно в 1,6 раза [8]. В результате объемы выпуска специалистов с высшим образование превысили потребности экономики (например, в 2003 году - примерно вдвое), и возникло новое для Беларуси явление - 'дипломированная' безработица. В 2003 году в службах занятости было зарегистрировано более 13 тысяч безработных с высшим образованием, что составляло примерно треть объема выпуска дипломированных специалистов за этот год. С помощью государственной службы занятости находит работу примерно пятая часть безработных с высшим образованием. В 2004 году больше половины из них вынуждены были довольствоваться рабочими профессиями [9].
Особенностью 'массовизации' высшего образования в Беларуси является то, что рост числа студентов был во многом обеспечен за счет развития платного образования в государственных и негосударственных вузах по наиболее престижным специальностям. При этом подготовка зачастую осуществлялась без необходимого кадрового, ресурсного и методического обеспечения [9]. В стремлении увеличить доходы за счет внебюджетных источников некоторые вузы шли на снижение уровня требований к студентам-платникам. С целью противодействия этим тенденциям Министерство образования ужесточило критерии лицензирования вузов. В результате семь из двадцати частных вузов, действовавших в середине 1990-х годов, вынуждены были прекратить свое существование. Принятие должных мер по повышению качества платного образования позволяет снять такие негативные последствия, как обесценивание дипломов и общее снижение профессионального уровня специалистов [10].
Благодаря законодательному закреплению приоритетного статуса образования и начавшемуся росту экономики стало возможным существенное увеличение объемов финансирования образования и улучшение его финансово-экономического состояния. Если в 2003 году государственное финансирование образования составляло 6% от ВВП, то в 2004 - около 7% [11]. В результате удалось значительно улучшить состояние зданий и учебных корпусов, сократилось отставание в оплате труда педагогов от средней по стране, практически решена проблема комплектования школ кадрами.
Вместе с тем преодоление кризиса качества образования не обеспечивается одним лишь увеличением объемов финансирования. Требуется серьезная перестройка механизмов его обеспечения. Реализация принципа преемственности предполагает сохранение механизмов управления изменениями сферы образования, доказавших свою эффективность и, одновременно, создание новых инструментов и управленческих процессов, отвечающих изменившимся условиям и перспективным направлениям развития образования. Повышение качества образования - одно из таких перспективных направлений современной теории и практики управления.
Актуальные цели развития и качество образования
:
- подготовка квалифицированных кадров для отраслей экономики;
- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии;
- реализации интересов человека, общества и государства (образование для жизни в обществе);
- сохранение, приумножение и передача знаний новым поколениям [4].
Переосмысление этих функций должно проходить с учетом новых требований, вытекающих из логики становления рыночных отношений в Республике Беларусь, принимая во внимание социально-экономические изменения, связанные со становлением постиндустриальной экономики.
На данном этапе основными направлениями реформирования системы управления образованием являются:
1) четкое определение компетенций, полномочий и ответственности органов управления образованием всех уровней и обеспечение их взаимодействия;
2) переход от распорядительного к регулирующему управлению системой образования;
3) развитие государственно-общественных форм управления образованием.
Подготовка квалифицированных кадров для рыночной экономики.
Современная рыночная экономика характеризуется ускоренными темпами развития, быстрым обновлением спроса на товары и услуги, исчезновением одних специальностей и появлением других, развитием нетрадиционных форм занятости (самозанятости, занятости через Интернет и так далее).
Важнейшим требованием рынка труда в таких условиях является профессиональная мобильность. Как подчеркивается в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь, а также в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 года, одной из важнейших перспективных задач белорусского образования является подготовка 'высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональной мобильности в условиях перехода к информационному обществу'. В этой связи важнейшим приоритетом образовательной политики является 'оперативная подготовка кадров требуемого уровня квалификации с учетом задач социально-экономического развития страны и потребностей рынка труда' [3].
Реализация этого приоритета будет осуществляться путем обновления содержания, структуры и технологий обучения, дальнейшей диверсификации учебных заведений и объединение их в систему непрерывного образования, развития механизмов взаимодействия учебных заведений и перспективных нанимателей, формирования гибкой системы квалификации, в том числе путем перехода на 'экспертные принципы' открытия новых специальностей.
К числу мер по совершенствованию процесса обучения относятся: внедрение модульных принципов построения содержания обучения, переход от классно-урочной и лекционной систем к вариативным формам организации учебного процесса, расширение самостоятельной подготовки студентов и учащихся, и внедрение интенсивных методов обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий. Важная роль отводится при этом регионализации образования, понимаемой как расширение прав регионов в выборе образовательных программ и моделей профессионального обучения при соблюдении образовательных стандартов.
Важнейшим направлением диверсификации учебных заведений является укрепление многофункциональности. В высшем образовании это предполагает существование и развитие, наряду с классическими университетами, разнотиповых вузов, обеспечивающих как академическую, так и профессиональную подготовку. Для обеспечения преемственности среднего специального и профессионально-технического образования с высшим и повышения их популярности среди молодежи возможно создание колледжей, выпускники которых будут иметь право продолжить обучение в вузе соответствующего профиля по сокращенной программе. В целом дальнейшая интеграция школьного, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования будет способствовать объединению учебных заведений разных уровней в систему непрерывного образования, доступную населению различных возрастов и социальных групп, повышению оперативности и мобильности профессиональной переподготовки.
Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии. В современных условиях особенно востребованными становятся такие качества личности, как способность к успешному профессиональному взаимодействию, общению, обучению и самообучению, поиску, оценке достоверности информации и ее использованию для принятия решений, а также умение решать проблемы и действовать в нестандартных ситуациях. Формирование этих качеств возможно на основе внедрения личностно ориентированных форм обучения и гуманизации образования.
Личностно ориентированное образование подразумевает максимальный учет возрастных и индивидуальных способностей и потребностей человека и предоставление ему свободы выбора уровня, содержания, сроков и форм обучения. При этому должно быть обеспечено равенство стартовых возможностей для продолжения образования и созданы условия для гармоничного, духовного, физического и интеллектуального развития личности, что предполагает внедрение вариативных учебных планов и разноуровневых программ, а также снижение учебной нагрузки и внедрение здоровьесберегающих технологий, особенно в школьном обучении.
Реализация интересов человека, общества и государства. Советская модель образования часто критикуется за чрезмерный акцент на достижение социально ориентированных целей в ущерб индивидуальной самореализации личности. Однако многие современные исследователи высказывают справедливое беспокойство по поводу смещения баланса в противоположную сторону. Например, как отмечает Э.Г.Иоффе, по сравнению с восьмидесятыми годами прошлого века, в сознании и жизненных ориентациях белорусской молодежи резко снизилась ценность труда и учебы как факторов самоутверждения личности. Из результатов исследования В.И.Плиско (<Народная асвета' - 2003. - № 8. - С. 48) следует, что при выборе профиля обучения учащиеся более склонны руководствоваться такими мотивами, как 'желание продлить время учебы', 'возможность учебы и работы за границей' и 'легкость усвоения предмета', нежели такими соображениями, как 'желание изучать любимый предмет' или 'соответствие выбранного профиля склонностям и способностям'.
В качестве важнейших приоритетов развития образования сегодня выступают воспитание гражданина Республики Беларусь, формирование нравственных убеждений и культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни. Для этого предполагается усилить взаимодействие учреждений образования с семьей, общественными объединениями и социальным окружением, а также формирование эффективной системы воспитания на всех ступенях и уровнях образования.
Воспроизводство и умножение опыта и знаний. Для современного этапа развития характерно усиления роли образования не только в передаче, воспроизводстве, но и производстве знаний. В Беларуси, в частности, необходимо преодолеть чрезмерное разделение между вузовской и академической наукой, добиться более тесной интеграции фундаментальных и прикладных исследований. Этому должны способствовать расширение научно-исследовательской деятельности в высшем и среднем специальном образовании, вовлечение в нее студентов и учащихся, непрерывная интеграция результатов научных исследований в содержание учебных курсов. Сохранение фундаментального характера образования, успешное овладение основами наук создаст прочную базу для реализации этих задач, а поощрение выполнения научных исследований по хозяйственным договорам с предприятиями позволит сформировать необходимые для этого экономические стимулы.
Международная интеграция как фактор повышения качества образования
Система образования Беларуси формировалась как часть советской системы образования, и многие аспекты качества образования по-прежнему зависят от поддержания профессиональных контактов и сотрудничества со странами, входившими в состав СССР, и особенно с Российской Федерацией. В школах и вузах Беларуси используются учебники и пособия российских авторов, а интенсивный обмен опытом педагогической деятельности между странами со сходными образовательными системами способствует обновлению содержания и методов обучения. Поэтому сохранение и развитие контактов в рамках единого образовательного пространства СНГ имеет большое значение.
Вместе с тем, растущее число наших партнеров по СНГ и, прежде всего, Россия, становятся участниками Болонского процесса и иных проектов международной интеграции систем образования. На сегодняшний день участниками Болонского процесса являются Россия, Украина, Молдова, Грузия, Армения и Азербайджан.
В рамках Болонского процесса не преследуется цель выработки унифицированных и обязательных критериев или определений качества. Хотя такие попытки и предпринимались в рамках семинаров по подготовке к Пражской, Берлинской и Бергеской встречам министров образования, они неизменно наталкивались на сопротивление участников, стремившихся сохранить в этом вопросе национальный суверенитет и вузовскую автономию. Речь идет, скорее, о выработке согласованных подходов к обеспечению качества (Болонская Декларация), о 'разработке сопоставимых критериев и механизмов обеспечения качества' (Пражское коммюнике). В протоколе Берлинской встречи обеспечение качества увязывается с вопросом о взаимном признании квалификаций [12].
Под эгидой рабочей группы по оценке ситуации (Stocktaking) удалось предложить ряд согласованных критериев сопоставимости национальных систем обеспечения качества [13]:
- четкое определение и разграничение обязанностей всех структур, входящих в состав национальной системы обеспечения качества;
- в национальных системах обеспечения качества должны быть предусмотрены механизмы аккредитации, сертификации и другие сопоставимые процедуры;
- национальные системы обеспечения качества должны предусматривать участие международных экспертов, международное сотрудничество и многостороннее партнерство.
Присоединившись в 2002 году к Лиссабонской конвенции о международном признании дипломов о высшем образовании, Беларусь приняла на себя обязательство ориентироваться на такие критерии качества, которые обеспечивали бы сравнимость и сопоставимость белорусского и европейского высшего образования. Как указывалось выше, Национальной стратегией устойчивого развития предусматривается вывести национальную систему образования уровень, соответствующий мировым стандартам к 2020 году. Все это говорит о необходимости поиска оптимальных способов учета международных тенденций в области качества образования, основанных 'на принципах независимости, равенства, обоюдной выгоды, взаимного уважения', которые 'не должны наносить ущерб национальному суверенитету, безопасности и общественным интересам Республики Беларусь' [3].
Сближение национальных и международных подходов к качеству позволит нам повысить престиж национального образования на международных рынках труда, что будет способствовать расширению экспорта образовательных услуг. Беларусь была достаточна активна в этой сфере в советский период, и сегодня существуют возможности восстановления утраченных позиций и завоевания новых.
Как и в других странах мира, в Беларуси растет популярность обучения в зарубежных университетах. В стране действуют филиалы российских вузов. По данным образовательных агентств, количество желающих получить знания в других странах с каждым годом возрастает в среднем на 14-15% [14]. Расширение доступа в Интернет повышает доступность в Беларуси зарубежных программ образования, в частности, дистанционного обучения (например, программы Британского открытого университета и Университета Феникс). Международное сотрудничество в области качества образования имеет большое значение для Беларуси, поскольку позволит совместными усилиями защитить граждан страны от недобросовестных поставщиков образовательных услуг и обеспечить наиболее эффективное использование в стране интеллектуального потенциала белорусских граждан, получивших хорошее образование за границей, а также расширить экспорт собственных образовательных услуг.
Пути повышения качества образования в Республике Беларусь
В свете изложенных выше приоритетов, можно сформулировать следующие принципы, на которых может строиться работа по повышению качества образования.
1. Дифференцированный характер качества. В условиях дифференциации учебных заведений и разнообразия образовательных программ становится довольно сложно выработать единое определение и критерии качества, которые одновременно были бы динамичными и достаточно конкретными, чтобы служить руководством к действию. В масштабе национальной системы образования наиболее эффективным и работоспособным будет минимальный (базовый) набор рамочных критериев, которые должны быть конкретизированы на уровне учебных заведений и их профильных типов.
2. Подотчетность. При существовании различных критериев качества на уровне учебных заведений, они, тем не менее, должны быть ясны, прозрачны и понятны для их основных клиентов. Без выполнения этого условия не может быть обеспечен осознанный и информированный выбор студентами учебных программ и учебных заведений, не будет достигнута реальная преемственность уровней и ступеней образования, станет невозможным построение системы непрерывного образования. Разработка таких критериев должна проходить в процессе консультаций с участием студентов, нанимателей, представителей общественности, государства и других заинтересованных сторон.
3. Динамичность. Обновление производственных технологий, появление новых профессий и отмирание старых, постоянный рост объемов научных знаний требуют непрерывной трансформации содержания образования и внедрения инновационных методов преподавания, направленных на формирование у учащихся качеств и компетенций, необходимых для успеха в рыночных условиях. В связи с этим нацеленность образовательного процесса на непрерывное обновление и внедрение педагогических инноваций является одним из важнейших критериев качества. Механизмы его обеспечения обязательно должны предусматривать оперативное реагирование учебных заведений на изменяющиеся требования нанимателей.
4. Ответственность учебных заведений. По мере постепенного отхода государства от использования излишне детализированных методов руководства, система обеспечения качества образования неизбежно потеряет эффективность, если учебные заведения не примут на себя значительную часть работы по его обеспечению. В частности, в учебных заведениях должны разрабатываться собственные политика качества и стратегия постоянного его повышения, подкрепленные соответствующими критериями и процедурами, которые должны служить основой для регулярной самооценки и стратегического планирования.
5. Сближение с международной практикой. Соблюдение данного принципа позволяет повысить конкурентоспособность национальной системы образования на международных рынках образовательных услуг, способствует ее успешной интеграции в мировое образовательное пространство на выгодных для страны условиях и ведет к укреплению равноправного международного сотрудничества в сфере науки и образования.
Повышение качества образования: достижения и дальнейшие шаги
В процессе развития национальной системы образования были созданы серьезные предпосылки для дальнейшего совершенствования механизмов обеспечения качества. К ним относятся, прежде всего, расширение автономии и ответственности учебных заведений, развитие консультативных механизмов и формирование системы стандартов и основанных на ней процедур лицензирования, аттестации и аккредитации.
Оптимизация управления образованием, установка на разработку вариативных учебных планов и программ и расширение региональной компоненты в содержании образования создали благоприятные условия для укрепления автономии учебных заведений.
В этом плане значительный прогресс был достигнут в сфере высшего образования. Существенно расширилась самостоятельность вузов в принятии решений, касающихся обеспечения внутренней деятельности, учебного процесса и исследовательской работы. Также укрепилась хозяйственная самостоятельность учреждений высшего образования: в финансировании вузов растет доля средств, полученных за счет осуществления платных услуг, проведения исследовательских работ, выполнения заказов промышленности, инновационной деятельности, продажи интеллектуальной собственности.
Дальнейшему повышению качества высшего образования будет способствовать внедрение вузами концепции всеобщего менеджмента качества - подхода, направленного на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя. Всеобщий менеджмент качества предусматривает повышение ответственности вуза за определение политики, целей и задач организации, показателей качества. Он предполагает создание Совета по качеству, рабочих групп по совершенствованию отдельных его аспектов и ликвидацию барьеров между подразделениями. Все это позволяет вовлечь всех сотрудников учебных заведений в деятельность по повышению качества образования [15].
Одним из результатов преобразований в системе управления образованием стало укрепление роли коллегиальных структур в принятии решений на уровне образовательных учреждений: совета ректоров, профессорского собрания, советов вузов, попечительских и педагогических советов. Расширилось участие в этих структурах представителей студентов и учащихся. Учитывая важность интеграции образовательных учреждений с социальным окружением, следующим логичным шагом в данном направлении является включение в эти и подобные им структуры нанимателей и общественности. Соответствующий опыт уже имеется в ряде государственных и негосударственных учебных заведений Беларуси, где действую попечительские советы. В этой связи значительный интерес представляет изучение и обобщение такого опыта.
В соответствие с международной практикой, в Беларуси создана система государственных и отраслевых образовательных стандартов, содержащих как общие требования к организации обучения, классификации специальностей и документам об образовании, так и минимальные требования к содержанию и структуре программ обучения. Без соответствия этим стандартам, подтвержденного процедурой аккредитации, образовательное учреждение не имеет права на выдачу выпускника дипломов государственного образца. Для сохранения этого права образовательные учреждения должны проходить аттестацию не реже одного раза в пять лет. Наряду с аккредитацией и аттестацией в Беларуси также действуют такие механизмы контроля качества, как аттестация выпускников (главным образом в форме выпускных экзаменов, принимаемых работниками этих учреждений) и самоконтроль, проводимый учреждением образования в порядке, устанавливаемом Министерством образования.
Для реализации указанной цели развития белорусского образования необходимо решение следующих основных задач:
1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования.
2. Создание условий для повышения качества общего и профессионального образования.
3. Повышение эффективности кадрового обеспечения образования.
4. Модернизация организационно-экономических механизмов системы образования.
5. Разработка критериев и механизма оценки эффективности управления образованием.
6. Нормативно-правовое обеспечение модернизации образования.
Перспективным направлением совершенствования государственной политики по повышению качества могло бы стать развитие системы стандартов в сторону их динамичности и переориентации на конечные результаты образования. Таковыми должны быть, в первую очередь, освоение ключевых компетенций и знаний, развиваемых с точки зрения их полезности для личности и общества. Внедрение стандартов нового поколения на основе компетентностного подхода позволит сократить характерный для выпускников учебных заведений многих постсоветских стран разрыв между высоким уровнем теоретических знаний, развитым умением решать типовые задачи и ограниченной способности применять теоретические знания в реальных жизненных ситуациях для решения нестандартных задач.
Взаимодействие государства и науки в сфере повышения качества образования должно быть основано, прежде всего, на комплексном подходе к современным проблемам образования, предполагающем использование комбинированных подходов и методик изучения образовательной проблематики и сочетающем имеющиеся возможности государства и научно-исследовательских организаций.
Проблема качества образования напрямую связана и с кадровой проблемой, которая выступает в форме задачи овладения практикой современного менеджмента в средних и высших учебных заведениях. Основной спектр управленческих проблем в университетах сегодня в первую очередь связан с неадаптированностью к изменившимся условиям как кадрового состава, так и структур управления вузом. Многие руководители по-прежнему ориентируются на выполнение оперативных краткосрочных целей и задач, в основном, внутреннего характера. При этом система принятия решений на опережение практически отсутствует.
Необходимость дополнительной подготовки и обучения управленцев и кадрового резерва на руководящие должности обусловлена резким изменением и усложнением условий и характера деятельности руководителей всех уровней в вузе, обострением конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг.
Список использованных источников.
1. ИСПИ при Администрации Президента Республики Беларусь. Национальная система образования - важнейший стратегический ресурс государства. Информационный материал. - Минск, 2005. - 31 с.
2. Императив качества. Всемирный доклад ЮНЕСКО по глобальному мониторингу 'Образование для всех'. - Париж, 2005, www.efareport.unesco.org
3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь, редкол.: Л.М. Александрович [и др.]. - Минск: Юнипак, 2004. - 202 с.
4. Закон Республики Беларусь 'Об образовании' от 25.03.2002 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002. - 2/844).
5. Holm-Nielsen M. Challenges for Higher Education Systems. World Bank discussion paper - Washington DC, 2004.
6. Kouptsov O., Tatur Y. Quality Assurance in Higher Education in the Russian Federation. Bucharest, 2001 - 126 p.
7. Kuzminov Ya. Challenges and Opportunities of Education Reforms: the Case of Russia. - Moscow, 2004.
8. Министерство статистики и анализа. Образование в Республики Беларусь. Статистический сборник. - Минск, 2004.
9. Сколько и каких специалистов потребуется стране в 2015 году? // Советская Белоруссия, №59 (22216), 31.03.2005.
10. Система обеспечения качества высшего образования в Республике Беларусь // Вестник высшей школа, №1, 2004, с. 6-9.
11. Кучерова М. Качество - в знаниях! // Советская Белоруссия, №63 (22220), 06.04.2005
12. Bologna Process between Prague and Berlin. Report to the Ministry of Education of the Signatory Countries - Berlin, 2003.
13. Towards the European Higher Education Area: Bologna Process. National Report of the Russian Federation, 2004 - 2005.
14. БелаПАН, 27.08.2004.
15. Пузанков Д.В., Степанов С.А. Использование принципов всеобщего управления качеством и стандартов серии ISO 9000 в инженерном образовании, http://tqm.stankin.ru/index2.
С сайта www.president.gov.by
Дошкольное и общее среднее образование
В системе дошкольного образования развивается сеть учреждений разных профилей: дошкольные центры развития, детские сады-школы, специальные дошкольные учреждения (группы), интегрированные группы. Принимаются меры по развитию пользующихся спросом у населения новых форм дошкольного образования с кратковременным пребыванием детей (семейный детский сад (детский сад на дому), игровая, сезонная площадка). В 2006/07 учебном году в 4 150 учреждениях дошкольного образования обучается 366,6 детей.
Повышению качества процесса обучения детей дошкольного возраста, в том числе и не посещающих дошкольные учреждения на постоянной основе, способствует 100% выполнение государственных социальных стандартов, гибкий механизм взимания родительской платы в дошкольном учреждении.
В 2007 году принята Программа развития общего среднего образования на 2007 - 2016 годы, которая призвана обеспечить оптимизацию и рационализацию сети общеобразовательных учреждений, развивать высокотехнологичную и одновременно здоровье сберегающую образовательную среду.
В системе Министерства образования функционируют 3 893 (в сельских населенных пунктах - 2 643; в городских населенных пунктах - 1 250) государственные общеобразовательные учреждения, в которых обучается 1 145 131 учащийся (в сельских населенных пунктах - 283951 учащийся, в городских населенных пунктах - 861 180 учащихся).
П оэтапно оптимизируется учебная нагрузка учащихся в режиме 5-дневной учебной недели .
В 2006/07 учебном году по учебным программам для 12-летней общеобразовательной школы обучается 77,6% учащихся от общего контингента школьников.
Выполнение в полном объеме во всех областях республики и г. Минске социального стандарта по обеспечению учащихся персональными компьютерами способствует внедрению информационных технологий в образовательный процесс. Для дальнейшего развития электронных средств обучения разработана и утверждена отраслевая программа "Электронный учебник".
Особое внимание уделяется развитию общего среднего образования в сельской местности. В сельских населенных пунктах развивается сеть учебно-педагогических комплексов детский сад-школа (в настоящее время из 857 общеобразовательных учреждений данного типа 830 (96,8%) расположены в сельских населенных пунктах). В целях создания условий для получения сельскими школьниками качественного общего среднего образования в рамках Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы в 2006 году открыто 7 гимназий и 3 лицея, приобретено 152 автобуса (планировалось 82).
Оптимизация сети общеобразовательных учреждений, организация подвоза учащихся к месту их учебы позволяют организовать образовательный процесс преимущественно в одну смену.
В настоящее время проводится апробация различных вариантов профильного обучения на старшей ступени школы, переход на которое должен быть осуществлен к 2010 году. При этом широко используется наработанный ранее опыт.
В текущем учебном году различными видами и формами дифференцированного обучения охвачены 62,1% учащихся. Из них 44,5% обучается в профильных и лицейских классах, 14,9% - в школах и классах с углубленным изучением отдельных предметов, около 2,7% учащихся - в школах и классах художественно-эстетической направленности.
Наглядным подтверждением высокого качества образования в Беларуси является олимпиадное движение. В 2006 году победителями заключительного этапа республиканской олимпиады стали 685 учащихся.
В 2006 году 20 из 27 учащихся, принимавших участие в составе сборных команд Республики Беларусь в международных олимпиадах по математике, физике, химии, биологии, информатике и географии, стали победителями и награждены 2 золотыми, 9 серебряными и 9 бронзовыми медалями.
По результатам участия в Международной Менделеевской олимпиаде школьников по химии все 6 участников сборной команды стали победителями и награждены золотой, четырьмя серебряными и одной бронзовой медалями.
Успешно выступили учащиеся Беларуси на традиционной Международной олимпиаде стран СНГ и Балтии по русскому языку и литературе (8 учащихся награждены дипломами, в том числе 1 из них был абсолютным победителем), в олимпиаде стран СНГ и Балтии среди школьников 9-10-х классов по русскому языку и литературе, математике, физике, химии и биологии (7 учащихся награждены дипломами), в олимпиаде школьников Союзного государства "Россия и Беларусь - историческая и духовная общность" (из 54 призовых мест 32 заняли учащиеся Беларуси). В международном турнире юных физиков команда белорусских школьников завоевала бронзовую медаль.
Дальнейшее развитие получили конкурсы: по белорусскому языку "Бусл?к" для учащихся 4-7-х классов (52361 чел.); по русскому языку "Русский медвежонок" (проводится совместно с Российской Федерацией) для учащихся 3-11-х классов (97930 чел.); по природоведению "Колосок" (проводится совместно с Республикой Украина) для учащихся 3-6-х классов (36716 чел.). Учащиеся 3-11-х классов (104535 чел.) приняли участие в международном конкурсе по математике "Кенгуру". В целом в указанных конкурсах приняло участие около 300 тыс. учащихся, что на 40% больше, чем в 2005/06 учебном году.
Поэтапно в общеобразовательных учреждениях вводится одежда делового стиля для учащихся 1-4 классов. Предприятиями концерна "Беллегпром" обеспечивается выпуск и поставка в торговую сеть комплектов одежды для школьников.
Результаты мониторинга качества общего среднего образования, экспериментальной работы, инновационной деятельности общеобразовательных учреждений, а также проведение республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников "Учитель года Республики Беларусь" позволяют определить тенденции развития передовой образовательной практики, выявить эффективные методики и технологии обучения и воспитания учащихся.
Скопировано с сайта-источника 13.09.2008