Белорусская система образования / Проект

Белорусская система образования

Возврат на главную страницу

Проект системы образования

(Наброски)

Релиз 31.01.2014

Качество системы образования всегда соответствует качеству государства, поэтому судить о государстве (о его прочности, перс- пективности, благоприятности для людей) можно по его системе образования. Эффективность системы образования может оцениваться с точки зрения государственного аппарата и с точки зрения личности. Зачастую то, что хорошо для государственного аппарата, плохо для людей, живущих в обществе, над которым этот аппарат стоит. Система образования всегда работает частично на воспроизводство существующего социального порядка, частично на формирование буду- щего. Поэтому не имеет смысла проектировать систему образования, если не уяснён социальный порядок, на который эта система должна ориентироваться. Как правило, и существующий социальный порядок, и тот, к кото- рому стремятся верхи общества, в той или иной степени (иногда в очень значительной) НЕ УСТРАИВАЕТ большинство граждан, поэтому некоторые непопулярные его особенности скрываются от основной массы людей, а некоторые другие его особенности -- популярные -- по преимуществу имитируются. Насколько лживо представляется социальный порядок в средствах массовой информации, настолько же лживо он должен представляться и в системе образования, иначе этот социальный порядок долго не продержится. Хорошо устроенная система образования, если бы её каким-то невероятным образом удалось создать в плохо устроенном обществе, плодила бы революционеров. Те, кто будут больше других сопротивляться оздоровлению образо- вания и воспитания в обществе: школьные учителя, преподаватели вузов; Министерство образования; государственный аппарат в целом; руководители сферы производства товаров и услуг; церкви. Школьные учителя и преподаватели вузов заинтересованы в том, чтобы работы было побольше, но чтобы она была попроще, то есть, чтобы учебные курсы множились и разбухали, но создание и препо- давание их не требовало значительного напряжения ума. В этом случае работникам системы образования не грозит сокращение, и открывается больше возможностей для "социального роста" в пределах этой системы. Министерство образования заинтересовано в наращивании объёма своей работы и в выполнении "социального заказа" на массовое воспроизводство управляемого и невзыскательного "человеческого материала". Чиновники, производители, церковники заинтересованы в том, чтобы в обществе воспроизводился определённый уплощённый тип личности, который наиболее благоприятен для сохранения и уве- личения размаха их деятельности. Пока существуют уплощающие СМИ, уплощающая реклама, уплощающая эстрада, уплощающий интернет, уплощающая индустрия игр, уплощаю- щее кино, уплощающая литература, до тех пор школьное воспитание полноценных людей будет в основном терпеть неудачу. * * * Верхушка общества всегда стремится устроить для своих детей отдельную систему образования (особые школы, особые высшие учеб- ные заведения, особые факультеты) или вовсе обучать их за грани- цей (готовить, так сказать, к деятельности на международном уровне). Это имеет место даже в обществах, в которых номинально существует (в законах, в официальной идеологии) "равенство воз- можностей". С указанной тенденцией следует бороться, потому что она деструктивная: чем менше у представителей низов реальных возможностей пробиться "наверх", тем больше деградирует со временем верхушка общества, а значит, и общество в целом. * * * О том, какой должна быть система образования, эффективная с точки зрения личности. Учиться должно быть довольно трудно, потому что если нет пре- одоления трудностей, то нет и развития. Иное дело, что трудности должны быть рассчитанные, а не обусловленные несовершенствами системы образования. В дидактический материал должно включаться лишь то, что достой- но запоминания. В дидактическом материале следует стремиться к совершенству изложения (в первую очередь формулировок), а не к тому, чтобы побольше сказать что-нибудь о разном. Школьная система должна быть консервативной: дети должны учиться приблизительно по тем же учебниками, что и их родители. Мир людей изменяется в частностях, а не в базовых вещах, и зачас- тую изменяется к худшему, потому что изменяющие его не усвоили в своё время некоторых базовых вещей. * * * Принципы системы образования, ориентированной на формирование развитых личностей: 1. Принцип равных возможностей, состоящий не в том, что всех оди- наково ограничивают, а в том, что всех одинаково освобождают от препятствий для здорового развития. 2. Принцип единого образования, состоящий в отсутствии разделения школ по классовой принадлежности родителей, по способностям детей. Приспособление к уровню способностей детей осуществля- ется через дополнительные занятия: для отстающих, для вырыва- ющихся вперёд. 3. Принцип поощрения способностей, состоящий в создании достаточ- ных условий для развития любых положительных качеств учащихся -- не только интеллектуальных, но также моральных, физических и т. п. 4. Принцип постепенного расширения, состоящий в том, что одни и те же темы изучаются до трёх раз -- в младших, средних и старших классах -- с увеличением объёма и сложности материала сообразно возрасту. 5. Принцип мировоззренческой целостности, состоящий в том, что все темы излагаются в соответствии с чётко прописанной концепцией человека, общества, мира в целом. ............................................................... ............................................................... * * * Проблемы школы: одарённые дети; неспособные дети; физически ущербные дети; психически ущербные дети. Поощрение способностей должно осуществляться интенсивно, но не акцентированно: более способные не должны противопоставляться менее способным как высшие -- низшим. Основание для этого -- сложность ситуации со способностями: у одних они явные, у других -- скрытые; у одних они проявляются раньше, у других -- позже; у одних они развиваются на фоне здоровой психики, у других -- на фоне явных или неявных психических нарушений; и т. д. Доступность качественной дополнительной литературы -- это в целом достаточный фактор для обеспечения возможности развития интеллектуально одарённых детей. Дети со значительными физическими и психическими дефектами должны учиться отдельно от остальных. * * * Нормальная продолжительность получения среднего образования должна быть не более 10 лет, среднего специального -- не более 2 лет, высшего -- не более 4 лет. * * * Рекомендуемые курсы школьного обучения (в скобках указан относительный объём): анатомия, физиология, гигиена (4); антропология (1); астрономия (1); биология (микробиология, зоология, ботаника) (7); выживание (2); военное дело (2); география (3); геология и минералогия (2); домашнее хозяйство (2); естественная история (2); история всемирная (6); история национальная (3); история учений (4); иностранные языки (5); культурология (3); литература (5); логика (1); математика (10); медицина (3); музыка (2); психология (2); рисование (2); родной язык (4); самоорганизация личности (1); социология (3); техника (3); технологии (2); устройство общества (2); физика (10); физическая культура (5); химия (5); черчение (1); этнография (3). Школа должна давать компактное, связное и адекватное представ- ление о существенном: она должна формировать качественную основу, на которую можно будет впоследствии наращивать остальное. * * * Написание школьных учебников должно рассматриваться одно из самых сложных и ответственных дел в обществе. Над школьными учеб- никами следует работать тщательнее, чем над законами государства, потому что чем лучше учебники, тем меньше потребность в законах. Учебники должны состоять на 2/3 из обязательного материала, на 1/3 из дополнительного. Этим каждому ученику обеспечивается лёг- кая возможность превзойти норму. Если норму превосходит большин- ство учеников, её следует повысить. Материал учебников должен иметь 2-уровневое, а по возможности и 3-уровневое ранжирование материала (как обязательного, так и дополнительного) по значимости. Наиболее значимое -- это 1) обоб- щённое, 2) существенные детали, подлежащие первоочередному запоминанию. * * * Не должно быть учебных заданий, в которых легко выдавать чужой результат выполнения за собственный. * * * Учебная нагрузка должна быть не более 50 часов в неделю с учётом времени на выполнение домашних заданий. Борьба с "дурным влиянием улицы" и т. п. должна осуществляться не путём наращива- ния учебной нагрузки, а путём обеспечения содержательного здоро- вого досуга и путём исправления "улицы". В настоящее время основное дурное влияние на детей и взрослых оказывается не улицей, а телевидением и интернетом. * * * Учитель должен быть для учеников в первую очередь образцом для подражания в разных своих качествах. То есть, воспитание учеников должно начинаться с воспитания учителей (а воспитание учителей -- с обеспечения им достаточных возможностей для саморазвития). К учительской работе не должны допускаться люди, которые отягощены дурными привычками, физически неразвиты, имеют значительные физические или психические недостатки. Возможности для социального роста учителей: повышение квалификационного уровня; ведение дополнительных, более высоко оплачиваемых занятий со способными учениками; переход на руководящую работу в системе образования; переход на работу в высшее учебное заведение, готовящее учителей; переход на работу по переподготовке учителей; участие в создании учебных курсов, учебников; участие в развитии концепции образования; занятие политической деятельностью. * * * Самое сложное в образовании -- это его мировоззренческий компо- нент. Если формировать в людях такое отношение к существующему общественному порядку, какое он заслуживает, государство получит революционеров. С одной стороны, невозможно исправить общество быстро и бесконфликтно, с другой стороны, исправлять его необходимо. Проектирование системы образования вторично по отношению к проектированию социального порядка: сначала надо решать, какое должно быть общество, потом -- какая система образования будет обеспечивать "человеческий материал" для этого общества. Принципы разумного общества: 1) равные возможности для социального роста граждан, отсутствие закрытых привилегированных групп; 2) отсутствие чрезмерной разницы в уровне потребления между верхним и нижним слоями общества (чрезмерное потребление верхнего слоя вредно не только тем, что является пустой тратой ресурсов, но также тем, что представляет собой дурной пример для нижнего слоя); 3) построение политической системы, обеспечивающее здоровой части общества возможность участвовать в управлении им; 4) нацеленность на достижение и поддержание равновесных отношений общества с естественной средой обитания; 5) ориентация на развитие человека, а не его вещей. * * * В жизни людей есть вещи 1) интимные, 2) неприглядные, 3) отри- цательные. Рассказывать об отрицательных сторонах жизни следует так, чтобы вырабатывалось неприязненное к ним отношение и формировалась способность защищаться от них. Если система образования будет формировать людей, которые АДЕКВАТНЫ обществу, то есть способны хорошо с ним сживаться, общество не будет изменяться в лучшую сторону. Условие положи- тельных изменений в обществе -- некоторая НЕАДЕКВАТНОСТЬ ему вступающих в жизнь молодых людей: неприятие части действительно- сти, нежелание к ней приспосабливаться. При построении системы образования важная задача -- найти оптимальную степень неадекват- ности. * * * Как складывается система образования. Есть стремление подогнать систему образования под текущие потребности и возможности общест- ва. Есть перетягивание на себя одеяла "работниками системы обра- зования". Наконец, учитывают и некоторый идеал системы образова- ния, каковым для "отстающих" стран обычно является положение дел в этой области в странах "передовых". Среди прочего, в систему образования стремится втиснуться главенствующая в стране церковь (и обычно это ей в той или иной степени удаётся). Параметры системы образования: разделение образования на ступени; количество лет обучения на каждой ступени; соотношение количеств обучаемых на разных уровнях обучения; объём сведений; соотношение между фундаментальными и прикладными дисциплинами; соотношение между теолретической и практической подготовкой; соотношение между усвоением сведений и правил и развитием мышления; степень специализации; и др. * * * Независимо от состояния "свободы" и "демократии" в стране, вер- хушка общества стремится, с одной стороны, обеспечить видимость "равных возможностей", в другой, обеспечить собственному потомст- ву место в верхушке -- и соответственно настраивает систему обра- зования. ВОзникают привилегированные школы, привилегированные вузы, привилегированные специальности. ............................................................... ...............................................................

Возврат на главную страницу