Белорусская система образования / Деградация

Возврат на главную страницу

С сайта interfax.by

Вячеслав Жегуло

Педагоги переживают за школу и бьют "учебную" тревогу!

17.02.11

На централизованном тестировании - 2010 абитуриенты показали шокирующие знания по физике и математике. По итогам I этапа репетиционного тестирования в текущем учебном году ребята также демонстрируют не лучшие результаты: самый низкий средний балл был по физике - 26.

В чем причина таких оценок? Устраивает ли педагогов Белорусского государственного университета уровень знаний первокурсников? Нужно ли бить "учебную" тревогу и вносить в школьную программу какие-либо изменения? Своим мнением по этим вопросам в интервью порталу www.interfax.by поделился декан физического факультета Белгосуниверситета Виктор Анищик.

- Среди объективных причин низких баллов на ЦТ по физике, на мой взгляд, можно выделить три главные.

Во-первых, это снижение общего уровня знаний школьников по всем естественнонаучным дисциплинам. Их престиж, в том числе и физики, падает, и эта тенденция наблюдается не только в Беларуси.

Вторая причина - постоянное изменение программ курса физики средней школы. Так, последние два года выпускники вынуждены были изучать двухлетний курс физики в старших классах (основное содержание!) за один год.

Негативно сказывается и малое число часов, отводимых на изучение физики в средней школе: за 2 часа в неделю освоить предмет практически невозможно!

С какими знаниями учатся в БГУ

Конечно, уровнем знаний вчерашних абитуриентов преподаватели Белгосуниверситета недовольны. Большинство выпускников не сдают в школе экзамен по физике, учителя готовят их сразу к ЦТ. Получив теоретические знания на уровне определения (иногда неверного) и механического запоминания физических величин и формул, поступающие часто слабо понимают суть задачи, логику ее решения. Кроме того, они не имеют навыков сдавать экзамен (обосновывать, формулировать, доказывать свою точку зрения).

Более того, в процессе подготовки молодых кадров выясняется, что поступившие в БГУ слабо знают и математику. В частности, не умеют проводить простые алгебраические преобразования, а некоторые - даже находить корни квадратного уравнения. Как следствие, наши математики вынуждены возвращаться к "школе" и подтягивать ребят до необходимого уровня, что создает дополнительную нагрузку на первокурсников.

Школьные таланты-самородки в Беларуси могут исчезнуть!

К счастью, еще есть учащиеся школ, искренне интересующиеся физикой и знающие ее, о чем свидетельствуют успехи белорусских команд на международных олимпиадах.

Эти ученики достигают успехов благодаря интересу к физике, самостоятельной работе, посещению факультативных занятий, индивидуальной работе с учителями (есть педагоги, которые готовы тратить свое время, силы и нервы на работу с одаренными школьниками). Они, как правило, участвуют в олимпиадах, турнирах юных физиков, занимаются исследовательской работой.

К сожалению, таких учащихся становится все меньше. Если оставаться в рамках уроков по действующей программе, то велика вероятность, что они исчезнут совсем!

Нужно ли бить "учебную" тревогу?

Обязательно, необходимо! Нет сомнения, что магистральным направлением для Беларуси является развитие перспективных, наукоемких, высокотехнологических производств. Без высокого уровня подготовки молодежи в области физики, математики, информатики продвижение в этом направлении будет невозможным. Более того, возможен откат с нынешнего уровня. Кроме того, общеизвестна определяющая роль физики в формировании естественнонаучного мировоззрения молодых людей.

Что делать?

Во-первых, скорректировать подход к преподаванию физики: основной целью поставить понимание и умение отвечать на вопрос "Почему?", а не заучивание и натаскивание на решение искусственных и весьма схематичных задач.

Во-вторых, следует увеличить число учебных часов, отводимых на изучение физики и математики.

В-третьих, необходимо ввести в практику средней школы обязательную сдачу экзаменов по физике и не только:

В-четвертых, расширить сеть специализированных классов с углубленным изучением физики.

В-пятых, провести модернизацию существующих учебников под стоящие на современном этапе задачи.


Возврат на главную страницу
Сайт создан в системе uCoz