Александр Бурьяк

Дети на откупе у уродов

Возврат на главную страницу
Дети на откупе у уродов -- это формула, выражающая ситуацию в белорусской системе образования. Те, кто ради собственных мелкокорыстных интересов готовы утопить в абсурде целую нацию, -- нравственные уроды несомненно. Тут уже нельзя говорить об "отдельных недостатках" и "выбирать выражения": тут уже впору бить. Белорусская школьная реформа -- это лишь предлог для выжимания денег из общества. Налицо тенденция всучить детишкам как можно больше скверных книжонок и брошюр. Поскольку эти книжонки и брошюры навязываются по довольно большой цене, а издаются с налоговыми льготами, можно легко представить себе, какие деньги в этой сфере делаются. Нет, не огромные, а просто большие. Но они делаются через причинение ущерба психике и здоровью детей. Кстати, дело совершенно безопасное для тех, кто до него опуска- ется: отпереться очень легко. В худшем случае какой-нибудь вышед- ший из терпения папашка надраит "писателям" физиономию, так ему же самому после этого хуже будет. Зачем было переводить школу с 10-летнего обучения на 12-летнее? Да затем, чтобы можно было всучать детишкам ещё больше разных книжонок и брошюрок. Детишек-то в стране всё меньше, значит, надо больше выжимать из тех, что есть. Кто на чём сидит, тот на том и пытается "подработать". Наглые чинуши от образования упиваются мыслью, что нашли способ делать грязное дело, не вступая в конфликт с существующим законом. Детишки корпеют над всякой ахинеей и таскают в школу тяжёлые рюкзаки, набитые вздорными книжонками, такого же качества брошюр- ками, а также "полуобщими" тетрадями, не говоря уже о карандашах и стирках. Учебник русской литературы для последнего класса средней школы издан в Москве. Разросся аж до двух томов. По содержанию -- сплошь мелкопакостная антисоветскость интеллектуальных плебеев. Большинство представленных авторов засветились как антикоммунисты или хотя бы фрондёры, в крайнем случае просто эмигранты: Шмелёв, Набоков, Тэффи, Алданов, Мережковский, Бунин, Куприн, Аверченко, Пильняк, Платонов, Мандельштам, Пастернак, Ходасевич, Солженицын и пр. По сути -- курс антисоветской художественной литературы. А ещё -- куча "деревенщиков": Распутин, Шукшин, Астафьев, Можаев, Белов (уж не помню, кто из них фрондировал, а кто нет). В 1989-м действительно казалось, что на Западе -- культура, а здесь -- только примитивная коммунистическая демагогия и герои- ческие диссиденты. И вот деятели родом из 1989-го строчат теперь учебники, хотя все нормальные люди давно уже остыли в отношении антисоветскости и спокойно взвешивают "плюсы" и "минусы" разных способов осложнять друг другу жизнь посредством "общественного строя". Ладно бы ограничились переделыванием учебников истории, общест- воведения и т. п., но какого чёрта было менять школьные курсы фи- зики, химии, математики и т. п.?! Какого лешего было выбрасывать книги, содержание которых отлаживалось десятилетиями, и вместо них навязывать неудобоваримые местные скороспелки с множеством методических и прочих ошибок? Ведь по сути это было сделано един- ственно ради того, чтобы кучка безответственных и бездарных лич- ностей могла ужраться авторскими гонорарами. После практического ознакомления с их поделками хочется даже не ругаться, а и вовсе перейти к избиению этих людей ногами: системе образования был нанесён настолько тяжёлый урон, что сказываться он будет ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ. Стоило ли ради этого разваливать Советский Союз?! В курсе русской литературы нет А. Беляева, И. Ефремова, братьев Стругацких. А где, к примеру, "Двенадцать стульев" и "Золотой телёнок" Ильфа-Петрова, "Два капитана" Вениамина Каверина, "Танкер Дербент" Юрия Крымова? Валентин Пикуль -- который один, наверное, перевесит половину такой литературы, как белорусская, -- отсутствует начисто. Из Алексея Толстого дают "Петра I", но только не "Аэлиту", не "Гиперболоид инженера Гарина" и не "Хождение по мукам": слишком советские. Зато в курс русской литературы попал вырожденец Андрей Белый, про писанину которого Блок сказал: "ничего о жизни, всё почерп- нуто НЕ из жизни, из чего угодно, кроме нее". Есть и странный Леонид Андреев, про которого у того же Блока можно прочесть: "боюсь его, потому что он не человек, не личность, а сплав очень мне близких ужасов мистического порядка..." И вот произведениями этого "сплава ужасов мистического порядка" теперь пичкают детей. Когда-то учили из Эдуарда Багрицкого: И выходит песня С топотом шагов В мир, открытый настежь Бешенству ветров. Теперь Багрицкого благополучно выжили из школьного курса лите- ратуры, а вместо него продвигают "акмеистов". Так вот, ваш мир, педагогические уроды, настежь отнюдь не открыт: это затхлый мирок, который боится любого ветерка. Вы так же ничтожны, как те советские недоумки от образования, которые во всём хотели видеть признаки победоносного шествия коммунизма по планете. Ширше надо смотреть на вещи, господа-товарищи! Старый советский загиб: к фантастической, приключенческой, де- тективной литературе отношение как к второстепенной. Да вы просто толкаете молодёжь в волосатые лапы литературных выродков вместо того, чтобы вырабатывать у неё хороший литературный вкус и вбивать ей в головы имена значительных писателей! Где Дюма, Верн, Гюго, Хаггард, Стивенсон, Франс, Лондон, Конан-Дойль, Уэллс, Киплинг, Бусенар, О. Генри, Купер, Рид, Май, Твен, Сенкевич, Йокаи, По, Прус, Стокер -- где все они, учившие добру, справедли- вости, честности, мужеству?! Где эти глыбищи, глыбы и просто надёжные кирпичи здравой западной культуры? Вы держите молодёжь в состоянии культурного авитаминоза, а то и просто травите её (Андреями Белыми и пр.). Вы превращаете школьную учёбу в тяжкую обязанность, а подростков -- в нигилистов и пачкателей стен. По большому счёту вы хуже международных террористов -- хотя бы потому, что готовите для них "кадры". Нет смысла быть сдержанным в выражениях по вашему адресу: вы лезете в мой дом, в мой кошелёк, в психику моих детей. Вы отни- маете у меня жалкие остатки свободного времени, поскольку мне приходится помогать детям разбираться с вашей чушью, а вдобавок учить их тому, чему должны были учить их вы, а также тому, что таких, как вы, много, и надо с вами бороться. * * * В младших классах школы не читаются: "Приключения Незнайки", "Приключения Буратино", "Баранкин, будь человеком!", "Приключения капитана Врунгеля", "Приключения Карандаша и Самоделкина", "Волшебник Изумрудного города", "Крокодил Гена и его друзья". Между тем, это действительно шедевры, равных которым в других литературах ещё поискать. * * * В учебнике белорусской литературы для последнего класса средней школы белорусские письменники почему-то разбавлены известными пи- сателями Запада. Изучать западную классику в переводе на белорус- ский -- это очень даже неплохо. К тому же это является наконец-то косвенным признанием того, что собственные письменники на масте- ров прозы не вполне тянут. Но почему в курсе белорусской литера- туры, а не просто в курсе литературы на белорусском языке?! И что за подбор писателей: Сент-Экзюпери, Томас Манн, Бёлль, Хемингуэй -- сплошь любимцы заумной интеллигенции? Почему не дать более занимательных авторов, способных впечатлить и "средние умы": Гашека, Чапека, Чейза? Почему, к примеру, вместо захватывающей и по-своему мудрой "Планеты обезьян" Пьера Буля, переведенной на белорусский язык, всучают какого-то Бёлля. Вдобавок из Короткевича разбирают отнюдь не "Дикую охоту короля Стаха и не "Чёрный замок ольшанский". А русскоязычную литературу Беларуси почему-то вообще не считают за белорусскую. Зато в хрестоматию поместили местного абсурдиста Алеся Рязанова: как же, наши абсурдисты -- не хуже прочих. * * * Хрестоматия по русской литературе для 7-го класса. Повесть Пушкина "Капитанская дочка". С сокращениями. Что сократили? Да пугачёвскую притчу: "Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!" А ведь когда-то её даже учили наизусть! Теперь же, наверное, страшно стало чинов- никам, что за их делишки может случиться и расплата. * * * "Сборник экзаменационных материалов по русскому языку. Тексты изложений". Пособие разработано Национальным институтом образо- вания и утверждено Министерством образования Республики Беларусь. Год издания 2009. На странице 242 читаем: "И в трагедии 'Борис Годунов' (...) очень много выражений из белорусского языка. Фразы насыщены присказками, характерными для нашего народа: 'Выпьем же чарочку за шикарочку', 'Пей, да про себя разумей'." Ещё у нашего народа есть подходящее для данного случая характерное выражение "Мать вашу трах!". В стране растёт подростковый алкоголизм, а ЭТИ, прикрываясь русским классиком, суют в школьные изложения не лишь бы что, а самое то, что в конечном счёте обеспечивает 15% дохода социально ориентированному государству. Вот эти гнусные личности знатоков русской словесности: Е. Е. Долбик, Р. С. Сидо- ренко, Т. А. Дикун, И. Н. Софронова, Л. А. Кушнерева. Как сказано у пары других классиков, "убивать надо таких знатоков". * * * Белоруская перманентная школьная реформа началась главным обра- зом потому, что белоруская околошкольная интеллигентско-чиновни- чья шушера захотела обеспечить себе верный заработок. Вместо того, чтобы переделать только идеологические уебники, взялись радикально менять всё. Впрочем, любая реформа, кроме сокращения чиновничьих кадров, -- это для чиновников хлеб, поэтому они сна- чала охотно переводили страну с 10-летнего среднего образования на 11-летнее, потом на 12-летнее и теперь обратно на 11-летнее. Поскольку переделкой системы образования в Беларуси занимались именно белорусские деятели, всё получилось очень по-белорусски: подражательно и бездарно. И на всём "сделанном в Беларуси" -- от падучего спутника "Белка" до незрелых школьных учебников -- печать специфической белорусской государственности. Основное назначение белорусской школы -- нейтрализовывать под- ростков: подавлять их количеством материала (в значительной части абсурдного), лишать свободного времени, уплощать мышление, промывать мозги убогой "идеологией", чтобы не лезли в политику. * * * Дошло до того, что малооплачиваемые белорусские учителя СПЕЦИАЛЬНО учат плохо, чтобы потом зарабатывать немалые деньги на репетиторстве. Репетиторство процветает, конечно, лишь в отношении предметов, по которым сдаются экзамены и дурацкие тесты, но специалисты по другим предметам, видя такое, успешно разлагаются морально. -------------------------------------------------------------- 04.10.2004

Из дискуссии в интернете:

О внедряемой в настоящее время форме проверки знаний -- тестировании: "Оно предназначено именно для контроля знаний, штампов, памяти на факты, но совершенно не позволяет выявлять и устранять пробелы в знаниях. Раньше, когда основной формой проверки знаний были контрольные и самостоятельные работы, по ним можно было хоть составлять объективную картину о том, что ребёнок знает и понимает, и вести работу в этом направлении, разбирать недочёты, ошибки... а теперь?" "С упором на тестирование попадем в дебри узкой квалификации, когда человеку для того чтобы принять какое-то решение, на стене должна висеть инструкция с правильными ответами. При возникнове- нии ситуации, отсутствующей в инструкции, решения он принять не сможет: будет подобен ослу выбирающему из какой копешки сена поесть и умершему с голоду. В тестировании можно в совершенстве овладеть методом 'научного тыка', но творчеству по специальности -- никогда."

Возврат на главную страницу
Сайт создан в системе uCoz